Система управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3»

Михаил Березка, зав. отделом «Экспресс» ВНИИАС МПС РФ

В настоящее время на железных дорогах России и СНГ используется система электронного резервирования мест и продажи билетов «Экспресс-2». Система начала эксплуатироваться в 1982 году в течение прошедших 20 лет непрерывно развивалась. Несколько лет назад началась разработка системы «Экспресс-3». Цели проекта «Экспресс-3» приведены на первом слайде. Принципиальным отличием новой системы является то, что система «Экспресс-3» - это не только резервирование мест и продажа билетов но и управление пассажирскими перевозками.

Создание системы управления пассажирскими перевозками имеет целью снижение расходов, повышение доходов и предоставление новых услуг пассажирам. Другая группа целей связана с необходимостью замены устаревшего оборудования и использования современных цифровых каналов связи.

На втором слайде представлена история развития системы «Экспресс». Первая система электронного резервирования «Экспресс-1» начала работу в Москве в 1972 году. Она обслуживала только продажу билетов от Москвы со сроком резервирования от 10 дней до отправления поезда. Система «Экспресс-1» проработала 13 лет и была выключена в 1985 году. В 1982 году в Москве была внедрена первая типовая система – «Экспресс-2».

Система «Экспресс-2» выполняет резервирование мест, продажу билетов и справочно-информационное обслуживание пассажиров по всему маршруту движения поезда от 45 дней до прихода поезда на станцию назначения. К 1989 году на территории бывшего СССР было внедрено 15 (из 16-ти предусмотренных проектом) систем «Экспресс-2). За следующие 10 лет количество региональных центров системы «Экспресс-2» достигло 29, они обслуживают 11 государств бывшего СССР, около 9000 терминалов и 1000 автоматизированных рабочих мест по подготовке расписания, управлению продажей и анализу пассажирских перевозок. Экспресс-3 – это эволюционное развитие системы «Экспресс-2» и многие функции по управлению пассажирскими перевозками сейчас уже работают в обеих системах.

Система «Экспресс-3» состоит из двух частей. Первая, принципиально новая часть - единая аналитическая база данных РЖД, в которую поступают все проездные документы и информация об исполненных рейсах поездов и вагонов. В 2001 году эта база данных начала работать, в нее поступают данные по перевозкам РЖД из всех действующих систем «Экспресс-2».

Вторая часть – это собственно обслуживание пассажиров (или комплекс обработки заказов реального времени). В январе текущего года в Москве начала работу система «Экспресс-3» для обслуживания пассажиров.

Главным конструктором всех трех систем «Экспресс» является Борис Марчук.

На третьем слайде показана топология системы Экспресс. Сейчас работает одна система «Экспресс-3» - в Москве. Всего предполагается внедрить еще 7 систем «Экспресс-3» на РЖД, которые будут выполнять функции существующих сейчас 15-ти систем «Экспресс-2». Железные дороги Казахстана также планируют объединить три своих региональных центра в один. В настоящее время ведутся переговоры о внедрении системы «Экспресс-3» в странах СНГ и Балтии. На Украине создана своя копия системы «Экспресс» под названием «Экспресс-УЗ», которая работает сейчас в Киеве. В остальных пяти центрах Украины работает система «Экспресс-2». Система «Экспресс» связана с Европейскими железными дорогами с помощью взаимодействия Московского центра с системой «KURS-90». Через месяц вступит в строй прямой канал Москва-Хельсинки, взаимодействие по которому организовано по TCP/IP аналогично принципам архитектуры HOSA.

На четвертом слайде показан переходный период от системы «Экспресс-2» от «Экспресс-3». В настоящее на РЖД заменено примерно 60% парка терминального оборудования. Новые терминалы допускают подключение как по старому протоколу BSC-3, так и по TCP/IP. Однако старых терминалов еще много, кроме того не везде еще есть возможность подключения новых терминалов через сеть передачи данных. Поэтому на переходный период сохраняется старая система «Экспресс-2», которая выполняет только функции приема запросов от старой системы телеобработки данных. Полученные запросы передаются в систему «Экспресс-3», а ответы после обработки возвращаются обратно. Терминалы по TCP/IP подключаются непосредственно к «Экспресс-3». Оперативная база данных, содержащая расписание и информацию для резервирования, ведется системой «Экспресс-3». Информация об оформленных документах и отправленных вагонах поступает от комплекса Online-Express-3 и от систем «Экспресс-2» других регионов в аналитическую базу данных «Экспресс-3». Доступ к аналитической базе данных через сеть TCP/IP RZD имеют автоматизированные рабочие места во всех регионах России. Автоматизированные рабочие места работают на основе использования WEB-технологии.

Функциональные подсистемы «Экспресс-3» перечислены на пятом слайде. К комплексу online относятся подсистемы:

В рамках аналитической базы данных работают подсистемы:

Система Экспресс-3, как и система «Экспресс-2», будет непрерывно развиваться. На шестом слайде показаны направления развития подсистемы резервирования мест и продажи билетов. Основной проблемой билетно-кассовых операций является возможность злоупотреблений как обслуживающего персонала, так и пользователей. Для своевременного обнаружения и устранения злоупотреблений планируется реализовать автоматизированный контроль на всех этапах жизни проездного документа. Проездной документ содержит два штриховых кода. Один наносится в типографии, а второй – при печати проездного документа в кассе. С помощью считывания этих кодов можно установить происхождение и подлинность проездного документа. Такой контроль уже выполняется на этапе продажи и возврата билетов, а будет выполняться также при посадке в поезд, контроле в поезде и по возвращении вагона в депо – по корешкам проездных документов.

Подсистема управления перевозками ( седьмой слайд) включает в себя все виды экономического и статистического анализа перевозок, включая элементы прогнозирования пассажиропотоков и моделирования поведения пользователей при изменении тарифов.

На восьмом слайде показана реализация целей и задач проекта «Экспресс-3» на конец 2001 года. Создана единая аналитическая база данных РЖД по пассажирским перевозкам. Она содержит полную информацию за год – около 120 миллионов проездных документов и 3.5 миллионов рейсов вагонов. Агрегированная информация накапливается в хранилище данных. Срок хранения этой информации – 12 лет. На основе аналитической базы данных решаются следующие задачи управления перевозками:

Была проведена опытная эксплуатация системы на 3 региональных центрах (Москва, С-Петербург и Ростов), которая подтвердила работоспособность системы. Комплекс EXPRESS-3-online обеспечивает производительность 34 транзакции в секунду на машине IBM 9672 R36. Максимальная нагрузка в Москве в летний период – 25-28 транзакций в секунду.

Обеспечено информационное обслуживание клиентов через Internet, сбор информации о пригородных перевозках от турникетных систем на вокзалах Москвы, начато внедрение технологий контроля машиночитаемых бланков проездных документов.

Система «Экспресс» - это комплексная система обслуживания пассажиров. Она включает в себя средства децентрализованной подготовки расписания, публикации расписаний и информационного обслуживания пользователей. Кассиру также не нужно обращаться для получения справочной информации к каким либо другим системам – всю информацию он получает от системы «Экспресс». На девятом слайде показана технология подготовки информации о расписании. На первом этапе каждый региональный центр передает информацию о расписании поезда на своем участке всем центрам, по которым проходит этот поезд. На втором этапе регион отправления поезда выполняет сборку полученной информации, включая информацию о беспересадочных вагонах, отправляющихся с данным поездом. Затем центр отправления передает полную информацию о поезде всем центрам системы «Экспресс». Таким образом каждый центр «Экспресс» имеет информацию обо всех поездах РЖД и СНГ, а не только о тех, которые через этот центр проходят.

На четвертом этапе в регионе отправления определяется схема поезда, предназначенная для резервирования мест и поезд включается в базу данных продажи. Схема поезда также отправляется в Москву для включения в аналитическую базу данных. И наконец в Москве информация о всех поездах ежемесячно формируется для передачи в Европейский центр расписаний TLC и для выдачи offline- справок о расписании через Internet. К сожалению, в эту информацию пока не входит расписание пригородных поездов. Раз в год также выпускается расписание на CD- дисках и в виде книги.

Доступ к справочной информации через Internet возможен как непосредственно к информации системы «Экспресс» (online-доступ), так и к ежемесячно обновляемому расписанию без обращения в систему «Экспресс» (offline- доступ). В случае offline доступна только информация о расписании, в случае online – расписание, информация о стоимости проезда и наличии мест. На десятом слайде приведены адреса доступа для этих сервисов. В ближайшее время планируется реализация заказа проездных документов через Internet с последующей доставкой на дом или получением в кассе. Рассматривается вопрос о продаже проездных документов через Internet.